Я столько лет в Церкви, регулярно читаю Библию, молюсь, исповедуюсь, причащаюсь, но всё равно не становлюсь лучше». Такая жалоба многим из нас знакома. Правда ли, что христианство не делает человека лучше? Зачем тогда все это? Не лучше ли бросить христианство и стремиться к самосовершенствованию как честный атеист или агностик или хотя бы вне Церкви? Или же плюнуть на все это, больше не работать над собой, если это все равно бесполезно?
Опыт святых показывает, что в жизни человека бывает преображение. Человек, познавший Бога, может постепенно давать Ему работать над собой, он может стать другим, хотя бы частично. Жизнь Игнатия Лойолы показывает, как это выглядит. Высокомерный, упрямый и агрессивный парень мало-помалу становился мудрым и опытным, доброжелательным и скромным руководителем и духовным лидером. Как такое происходит? Сам Игнатий в «Духовных упражнениях» предлагает два пути.
Во-первых, человек может каждый день особым образом обращать внимание на свои слабости. Он может взять на себя намерение смотреть каждый день, были ли в его поведении высокомерие, зависть, отсутствие упования на Бога и прочее. Это становится тогда систематической работой над собой. Но, возможно, важнее то, что Игнатий называет «общим экзаменом». «Экзаменовать свою совесть», пишет Игнатий, – одно из основных духовных упражнений. Он даже считает, что иезуиту, который слишком слаб, чтобы посвящаться духовному размышлению или ходить на Мессу, все-таки два раза в сутки, днем и на ночь, следует испытывать свою совесть.
А что значит «испытывать свою совесть»? Это точно не значит перечислять или записывать свои грехи – сколько раз я в этот день лгал, проявлял высокомерие. Это значит – в определенные моменты человек сознательно вспоминает, что весь наш день и вся наша жизнь связаны с Богом, в любой ситуации Он нас призывает благодарить Его, просить Его, признавать Его величие и свою собственную греховность. Конечно, не каждую минуту мы можем думать об этом, такое удается только иногда. Поэтому Игнатий предлагает дважды в день выделять время (если можно, по 15 минут), чтобы пере-жить свое время с Господом.
Как это делать? Во-первых, мы можем весьма сознательно предстоять перед Господом, садиться, стоять на ногах или на коленях, даже лечь, но в любом случае сознательно: «Господи, вот я здесь, перед Тобою!». Здесь главное не во внешнем, каждая позиция тела может быть полезной, если она помогает проводить время именно с Господом и дарить себя. Для этого некоторым нужно закрывать глаза, другим же – смотреть на крест или икону, или же вдаль, на природу. Многим помогает сидеть, так как это позиция, в которой мы сосредоточиваемся и сознательно обдумываем что-то. Только не хотелось бы, чтобы мы провели время «экзамена» (просмотра дня) как бухгалтеры, которые сидя считают что-нибудь. Другим важно стоять на коленях; главное, чтобы это не стало аскетическим подвигом, а естественным жестом поклонения перед Господом. Наконец, некоторым легче отдавать себя, пребывать всецело в Господе, если они лежат на спине; только пусть тогда расслабленность не мешает сосредоточиваться.
Найдя свою позицию, можно поставить будильник, чтобы о времени больше не нужно было думать. Вспомним, что Игнатий советует отводить на просмотр дня 15 минут.
1. Благодарность Когда человек нашел свою позицию и вступил в контакт с Богом, стоит сначала поблагодарить Его, из глубины сердца выразить, за что я Ему благодарен. И можно спокойно почувствовать вкус этой благодарности, никуда не торопясь: «Господи, благодарю Тебя за то, что в моей жизни есть…». Здесь и во всем хорошо быть простыми, искренними. Именно тогда мы можем вступить в честный и настоящий диалог с Богом.
2. Просьба об искреннем осознании своих грехов. Затем я могу попросить Его о том, чтобы я честно осознал правду своей жизни, в том числе свои слабости и грехи, после чего Он мне помог исправиться. Ведь именно Он, в Котором я живу, от Которого все блага, хочет помочь мне, чтобы я стал ближе к Нему, достиг полноты жизни, обещанной Им. Поэтому Он хочет мне помочь преодолеть все препятствия, всё то, что делает мое сердце слишком тесным, что мешает мне всецело жить Им. Здесь Игнатий не предлагает определенного текста, но это могут быть примерно такие слова: «Господи, помоги мне сейчас осознать правду моей жизни, мои слабости и грехи, и дай мне Свою благодать, чтобы преодолеть их».
3. Просмотр прошедших часов После. Стоит медленно «пройтись» по времени, прошедшему после последнего просмотра дня, то есть с прошлого вечера, если я делаю просмотр дня раз в сутки. Можно спокойно смотреть, где я был, чем занимался – с самого утра, во время завтрака, по пути на работу… Можно просто так вспоминать. А если в какой-то момент произошло что-то важное, что-то значимое, в том числе болезненное – остановиться, пока я не осознаю, что это было, достаточно глубоко почувствую вкус этого события, даже горький: «Опять я…!». Только после этого могу идти дальше.
Если одно воспоминание занимает все 15 минут – ничего страшного. Пусть будет так. Пусть тогда именно мысль о том, как я торопился на работу и проехал «зебру», хотя ее собирались перейти пешеходы, и будет главной мыслью на этот день. Возможно, это правда так важно для того, чтобы я изменился, стал более спокойным и менее эгоцентричным. Здесь нет общих законов, у каждого и каждый день может быть по-разному. А на следующий день что-то другое будет важным, один или несколько моментов. Значимы здесь могут быть как мысли и чувства, так и слова и поступки: что такое я думал, чувствовал, когда мне говорили…
Что я чувствую сейчас при этом вспоминании? Горько ли? Больно ли? Надо эти чувства «проживать» до глубины, не поверхностно, а искренне. И, опять же, нет нужды идти дальше, пока одно чувство меня еще занимает.
4. Молитва о прощении и исправлении Затем, когда я дошел до нынешнего момента (например, до вечера) или остановился на одном моменте, но время на исходе, могу попросить Господа о прощении моих грехов, а также о помощи в избавлении от них. Здесь опять важно, чтобы эта молитва была искренней.
Дело не в том, что «принято» молиться о том, чтобы не быть, допустим, эгоцентричным. Но мне стоит просить о том, чтобы Господь избавил меня от тех грехов, которые я научился видеть и презирать, освобождения от которых я искренне желаю.
5. «Отче наш» После этого, когда время заканчивается, я могу прочесть «Отче наш», чтобы вспомнить, что Бог – наш любящий Отец, Который дает все, что нам нужно, Который прощает грехи и избавляет нас от зла.
В этой молитве мы отдаем весь прошедший день Господу: «Да, Господи, мог я сегодня поступить иначе, должен был поступить иначе. Хочу завтра поступить иначе. Но сейчас наступает ночь, и я отдаю все свои дела Тебе». Ведь правда за ночь, с Божьей помощью, многое меняется. Иногда мы только утром видим, как нужно было поступить на самом деле. Иногда утром звонит человек, против которого мы согрешили, и мы понимаем, что все было не так уж и страшно (вернее, было страшно, но Господь уже что-то изменил к лучшему). Поэтому стоит действительно все-все отдавать Господу на ночь, а также днем, всякий раз, как проводим испытание совести.
Затем можно записать совсем краткими словами, что я главным образом понял во время этого просмотра дня (только если это помогает не забыть, каким образом Господь ведет меня и показывает мне мои грехи и слабости). Не надо стремиться к чему-то возвышенному – это должно быть просто, искренне и кратко. Вот те пять шагов, которые предлагает Игнатий и с помощью которых человек может становиться постепенно ближе к Богу, преодолевая свои грехи и слабости.
ШТЕФАН ЛИПКЕ SJ – род. в 1975, учился на факультете католической теологии в государственном университете Бонна и в Григорианском университете в Риме, а также в высшей семинарии Кельнской архиепархии. Работал в приходах, в том числе в Томске. Директор Института святого Фомы в Москве.
Источник: В Пути, журнал, посвящённый христианской жизни