«Плоды от дерев эдемских были даны в пищу первому Адаму. Нам же Сам Садовник Эдема сделался пищей для душ наших». Эти строки были написаны на заре Церкви, в IV веке.
Их автор – святой Ефрем, родом из Низибии, города в древней Месопотамии, где он родился в 306 году. В предании Церкви он упоминается как «Ефрем Сирин» и прославляется как Учитель Церкви. Ефрем был глубоким христианским мыслителем, одним из самых выдающихся в ту эпоху, а также прекрасным поэтом. Он облекал духовные прозрения в гармонию стихов, трогающих сердце. Написанное им получало широкое распространение.
Ум и эрудиция сочетались в нем с сильным характером. В 15 лет Ефрем прекрасно знал Евангелие и вдохновенно его изучал, но это стоило ему гонений со стороны отца, языческого священнослужителя. В 18 лет Ефрем принял Таинство Крещения и последовал за епископом Иаковом на Никейский собор (325 г.), затем возвратился в Низибию и открыл там библейскую школу. После того, как город несколько раз подвергся нападению персов, Ефрем оставил кафедру и стал героем сопротивления, проявив черты богослова и воина. Он был человеком милосердным: чтобы уменьшить последствия голода, охватившего Эдессу, он обеспечивал гуманитарную помощь населению.
Одним из его лучших талантов, наряду с пением, была поэзия. Его стихи и проповеди в стихах, его гимны (самый большой труд), его библейские комментарии в прозе касаются краеугольных камней веры - Бога-Творца, девственности Пресвятой Богородицы, искупления Христа. Поэзия была инструментом, позволявшим ему углубляться в богословские размышления «через парадоксы и образы», отметил Папа Римский Бенедикт XVI несколько лет назад, говоря об этом святом.
В Эдессе прошел последний период жизни Ефрема, куда он переехал навсегда после паломничества в 362 году. Там он продолжил свою работу как богослов и проповедник, помогая людям, когда они больше нуждались в его физической помощи, нежели в его письменных трудах. Уход за больными чумой - последний шедевр, который сириец Ефрем написал чернилами милосердия. Святой умер в Эдессе 9 июня 373 года, став жертвой эпидемии. Хроники не сообщают с уверенностью, был он монахом или нет; одно известно точно: он всегда был образцовым дьяконом, слугой всех ради Божьей любви и певцом Господа, «лирой Святого Духа».