Святейшее Имя Девы Марии
Мы называем Марию нашей Матерью, ибо Сам Христос на кресте дал Её Матерью всей Церкви в лице Своего ученика

Имя Марии особым образом почитается в Церкви, поскольку оно принадлежит Матери Божией, Царице неба и земли. Сегодняшнее воспоминание — «именины» Матери Божией — напоминает нам о привилегиях, даро­ванных Марии Богом, и обо всех милостях, какие получили мы от Бога по Её предстательству, призывая Её Имя.

Согласно предписаниям закона Моисеева в пятнадцатый день по рождению младенца женского пола совер­шался обряд присвоения имени (Лев 12,5). Согласно традиции, Иоаким и Анна выбрали имя Мария для своей дочери по ясному указанию Божию. Его звучание и значение менялось в разные эпохи. Впервые мы встреча­ем это имя в книге Исход. Его носила сестра Моисея (Исх 6,20; Числ 26,59 и т. д.). Во времена Иисуса это имя было очень популярным. В Евангелиях и Апостольских посланиях, кроме Матери Иисуса, упоминаются ещё четыре Марии: Мария Клеопова (Мф 27,55-56; Мк 15,40) Ин 19,25), Мария, мать св. Марка Евангелиста (Деян 12,12.25), Мария Магдалина (Лк 8,2-3; 23,49.60) и Мария, сестра Лазаря и Марфы, которую многие коммента­торы отождествляют с Марией Магдалиной (Лк 10,38; Ин 11,1-2). Это имя произносилось по-разному: Мари­ам, Мария, Мириам, Мариаме и т. п. Оно также имеет множество значений. Чаще всего приводятся из них «Госпожа» и «Звезда над морем».

Мы называем Марию нашей Матерью, ибо Сам Христос на кресте дал Её Матерью всей Церкви в лице Своего ученика. После Взятия в небо Она была увенчана, как Царица неба и земли. Поляки почитают Её также Ца­рицей Польши. Она наша Помощница и Заступница, единое прибежище грешников. На протяжении много­вековой истории Церкви возникли сотни различных титулов (перечисляемых, например, в Лоретанской Ли­тании), с помощью которых мы взываем о покровительстве и заступничестве Матери Божией. По случаю сего­дняшнего воспоминания уместно вспомнить титулы Богородицы из Лоретанской Литании или же из древнего греческого молитвенного гимна — Акафиста.

Великое множество святых отличалось особым почитанием Святейшего Имени Марии, многократно вспоми­ная его с великой радостью и отрадой сердца, в том числе, св. Пётр Хризолог (+ 450), св. Бернард (+ 1153), св. Антоний Фло­рен­тийский (+ 1459), св. Гиацинта Марескотти (+ 1640), св. Франциск из Паолы (+ 1507), св. Аль­фонсо де Лигуори (+ 1787). Св. Антоний оставил в своих писаниях несколько наборов букв, составлявших имя Марии, делая это с радостью ради Её почитания и славы.

Сегодняшнее воспоминание — одно из множества литургических торжеств в честь Богородицы. Впервые его начали справлять в Гуэнце, в Испании, в начале XVI в. Датой празднества было 15 сентября, в октаву Рожде­ства Богородицы. Со временем оно распространилось во всей Испании. После победы короля Яна Собесского над турками под Веной в 1683 г., Папа Иннокентий XI распространил этот праздник на всю Церковь и назна­чил его датой воскресенье после Рождества Богородицы. Позднейшие реформы календаря и литургических норм перенесли его на день 12 сентября, когда Римский Мартиролог вспоминает победу под Веной. Декретом Конгрегации Богослужения и Дисциплины Таинств он был внесён во Всеобщий Римский Календарь в ранге воспоминания.

Даруй, мы просим, Боже всемогущий,
да всем, преславного Имени Блаженной Девы Марии празднество справляющим
милосердия Твоего благодеяния оно доставит.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Духа Святого,
Бог во все веки веков. Аминь.